Белопесоцкий монастырь. Никитский монастырь

г. Кашира. Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь

Паломническая служба "Неопалимая купина" организует Паломническую поездку по следующему направлению: Белопесоцкий монастырь. Никитский монастырь г. Кашира. Крестовоздвиженский Иерусалимский монастырь.
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь, история которого насчитывает шестой или седьмой век, расположен в 50 км от Серпухова на левом берегу р. Оки, при впадении в нее р. Кремеченки, напротив г. Каширы. В давние времена, вспоминая этот монастырь, люди говорили, что стоит он «на белых песках», таким нашим предшественникам виделся левый берег Оки.
Никто до сих пор точно не знает, когда и кто основал Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. По одной версии, основание и строительство монастыря в конце XIV в. связывают с именами великого Московского князя Дмитрия Ивановича Донского (правил в 1359—1389 гг.) и Сергия Радонежского — т.е. связывают с именами русских святых.
Дмитрий Донской попросил благословения Сергия Радонежского для создания монастыря в выбранном им месте в пойме р. Оки; он видел новый монастырь и как оборонительный пункт на южной границе его государства. Сергий Радонежский был в этих местах и благословил создание здесь обители.
По другой версии, монастырь основал в слободе Белопесоцкой в конце XV в. инок Владимир, принявший постриг в Варлаамо-Хутынском монастыре. Неизвестно, сколько лет Владимир подвизался в монастыре. Он искал молитвенного уединения и ушел из обители. Так, на берегу Оки, в 50 км от Серпухова, инок Владимир увидел Божие знамение, и именно на этом месте он решил поселиться.
На новом месте инок Владимир срубил келью и стал подвизаться в молитве и трудах.
Ко времени же придя на место, именуемое Белые пески, и воздвигнув небольшую деревянную церковь, и братия собрались, и начали приходить к нему люди разного чина и звания для благословения, и просить Владимира каменную церковь построить…
Основанная им обитель располагалась в Каширском уезде, с 1531 года Кашира имела статус города, неподалеку от которого уроженцем Ржева иноком Владимиром был возведен Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь.
Никитский монастырь г. Кашира.
С конца XVII в. на окраине Каширы находилась деревянная кладбищенская церковь во имя святого великомученика Никиты.
В 1815 г. небогатый местный купец Федор Иеремиевич Руднев решил построить каменную церковь, при которой поселились несколько бедных старушек.
В эту богадельню в 1843 г. прибыла монахиня Фомаида .
Вскоре тульский архиерей благословил мать Фомаиду на открытие женской общины в Кашире.
Монахиня Фомаида ввела в общине строгий устав монашеской жизни. Число женщин год от года увеличивалось.
Община жила в тяжелых материальных условиях, но в истинном духовном подвижничестве, и Бог не оставлял сестер: на обитель жертвовали представители царской семьи, а духовниками общины были иноки Оптиной пустыни и Белопесоцкого монастыря.
17 августа 1889 г состаялась закладка нового Никитского собора. Проект будущего храма создал московский архитекторВ.О. Груздин, построивший в обители каменные игуменский и келейный корпуса. Собор возвели в «русско-византийском» стиле, украсив его вызолоченным иконостасом и бронзовой утварью. От Дивеевского монастыря преподобного Серафима в дар обители была прислана икона Божией Матери «Умиление».
После 1917 г. игуменья Серафима пыталась сохранить обитель от разорения, преобразовав ее в трудовую артель. Но, несмотря на это, в 20-х годах монастырь был разорен.
осле Великой Отечественной войны на большей части территории обители расположился Ногинский филиал чулочно-носочной фабрики «АЖУР».
Территория была обнесена забором с колючей проволокой и застроена гаражами и мастерскими.
Никитский храм был сильно разрушен и перестроен: до фундамента снесена колокольня, поломана ротонда с куполом. Для нужд фабрики весь храм был обстроен хозяйственными и складскими помещениями. Сильно перестроен и внутренний облик церкви.
Руины Преображенского собора почти столетие простояли, чернея на высоком берегу Оки. В разные годы там пытались организовать склад для хранения зерна, затем молокозавод, который расположился в подвальной части храма.
В 90-е годы Преображенский собор был передан Церкви.
Трудами настоятеля священника Валерия Сосковца была проведена огромная работа по реставрации наружного облика храма: восстановлены главки с куполами; изготовлен центральный купол; заново построена кровля и закомары, разрушенные в советские годы; на стенах восстановлен декор и штукатурное покрытие.
После банкротства чулочной фабрики в 2008 г, Никитский храм пытались продать с аукциона как производственное помещение. Усилиями протоиерея Виталия Коценко и жителей города храм был возвращен Церкви. Было привлечено внимание общественности, поданы иски в суд (за все время борьбы за здание Никитского храма прошло более 28 судебных процессов), организовывались крестные ходы и митинги.